Ректор АГУ рассказал об академической трансформации вуза

Глава университета ответил на волнующие вопросы касательно грядущих изменений в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева.

– Константин Алексеевич, в Астраханском госуниверситете началась академическая трансформация. Что это такое и для чего она нужна?

– Так как университет развивается, ряд проектов и программ требуют углублённой подготовки. Для этого мы проанализировали качество и эффективность образовательных программ, научных исследовательских групп. Для того чтобы обучать специалистов более высокого уровня, нацеленных на потребности наших индустриальных партнёров и региона, необходимо изменять систему подготовки, вводить новые образовательные программы, развивать новые специальности. В связи с этим у коллектива университета появилась потребность изменить дизайн образовательных проектов, управленческую структуру. Необходимо переформатировать научные объединения и лаборатории так, чтобы они отвечали запросам программы «Приоритет 2030».

Выступая на защите по итогам работы университета при экспертной комиссии Министерства науки и высшего образования, мы заметили, что многие стратегические проекты, которые мы выбрали, взаимосвязаны между собой. Это и проект развития робототехники, и цифровая платформа транспортного коридора «Север – Юг», и природоохранные технологии. Туда же относятся исследования генетики, инженерии и агрономии. Поэтому перед нами стоит ряд задач: обучение практико-ориентированных специалистов, повышение уровня трудоустройства выпускников, организация различных стажировок.

Планируется до конца февраля сформировать образовательную структуру, которая подойдёт большинству сотрудников и студентов университета. Образовательный и научно-исследовательский процессы взаимосвязаны, поэтому мы говорим о единой системе, по которой будет выстраиваться дальнейшая работа вуза. В данный момент можно выделить четыре основных кластера академической трансформации.

– Расскажите подробнее о кластерах. Что они из себя представляют?

– Это кластер общественных наук, куда входят юриспруденция, политология, социология, различные сервисные, спортивные направления, экономика и управление. В блок гуманитарных наук входят история, культурология, филология, теология, средства массовой информации и коммуникации, психология, иностранные языки. Следующий кластер объединяет широкий диапазон наук о Земле – агрономию, географию, почвоведение и другие. И, наконец, четвёртый кластер, который реализует направления, связанные с цифровыми технологиями и инженерной подготовкой. Туда входят вопросы рационального природопользования, искусственного интеллекта и математического моделирования. Сейчас рабочая группа занимается разработкой дорожной карты, согласно которой мы будем действовать.

– Как изменение структуры вуза отразится на действующих кадрах университета?

– Уже сейчас многие почувствовали свою востребованность, особенно те, кто не ощущал её до этого. Открываются новые возможности для тех, кто готов творчески и эффективно работать. Это и новая система стимулирования, и новые критерии, и поддержка молодых учёных – магистрантов и аспирантов. Это работа, связанная с новыми направлениями научных исследований, сотрудничество с ведущими специалистами по направлению исследований и повышения квалификации. Это большой плюс для тех, кто хочет работать, учиться или развиваться в университете. И здесь важно, чтобы каждый в этом преобразовании почувствовал свою нужность и возможность самореализации. Поэтому мы говорим: в университете должны поддерживаться те, кто работает эффективно, творчески, выдаёт новые идеи, не боится экспериментировать и внедрять новое в образовательный процесс. Это даёт более высокие шансы для сотрудников, и я думаю, что они это понимают.

– Как коллектив АГУ относится к таким глобальным переменам?

– Существуют совершенно разные мнения. Кого-то перемены пугают, для кого-то это выход из сложившейся комфортной ситуации, когда человек привык работать определённым образом, с 9 до 17 часов. Но сегодня уже такой преподаватель и специалист в университете не нужен, это вчерашний день. Прочитать лекцию на основе чужого исследования или того, что можно найти в любом учебнике, – это уже неинтересно студентам. Когда такое происходит, мы видим, что ребята или не посещают занятия, или без интереса относятся. Заставить учиться такого студента, применяя суровые меры, – это неправильно. Поэтому таких преподавателей пугает выход из комфортного состояния, но их немного. Большинство сотрудников университета заинтересованы в продвижении новых технологий, даже тот, кто спал, сейчас проснулся. Появляются новые идеи, лидеры, и я надеюсь, что это всё воплотится в жизнь. Здесь очень важно, чтобы мы сохранили и поддержали оптимистичный настрой большей части коллектива.

Сегодня эффективно работающий вуз – это тот, который готовит высокого уровня специалистов, востребованных на производстве и в обществе, и который занимается нужными проектами в области экономики и промышленности. Мы хотим быть таким университетом, ради этого всё и делается.

– Сколько времени уйдёт на перестройку и по каким критериям можно будет судить о её результативности?

– Выстраивая дорожную карту, мы ставим определённые сроки и параметры оценки результата. Что-то будет решаться в ближайшие 2–3 месяца, что-то через полгода или год, так же и с результатами.

– В чём они будут измеряться?

– Например, результаты приёмной кампании, которые покажут, насколько мы смогли трансформировать образовательные программы и предложить их абитуриентам, мы поймём уже сейчас. Или, выстраивая работу со школами и колледжами, мы уже увидим, сколько профильных классов открыто, наших кружков и олимпиад проведено. Каждый из этих пунктов подлежит оценке, в том числе сколько выпускных работ студентов превратились в стартап-проекты и дошли до производства. Там, где результаты будут не такие, какие ожидалось, мы будем вносить корректировки. Также у нас есть программы академического лидерства, «Приоритет 2030», они имеют чёткие и определённые критерии, которые вуз обязан выполнять. За этим следят внешние эксперты, которые контролируют все сферы жизни АГУ.