На итоговом заседании проектно-аналитической сессии в АГУ представили результаты работы

Промежуточные итоги проектно-аналитической сессии эксперты обсудили с ректором АГУ Константином Маркеловым. Как отметили участники группы, цель данного мероприятия заключается в анализе рекомендаций, данных «Социоцентром», и рефлексии по программе развития Астраханского госуниверситета.

Глава вуза рассказал о том, как сотрудники АГУ приняли изменения в университете, которые произошли благодаря «Приоритету». Так, Константин Маркелов отметил, что коллектив вуза совсем недавно начал понимать, как необходимо работать в рамках программы.

«Нужно не только менять принципы работы, но и перестраивать самого себя. Когда мы начали командную работу, появилось понимание того, что необходимо выстроить структуру — сначала административно-управленческую, а затем и для научных сотрудников. Стало ясно, что заниматься тем, что и так было всю жизнь, больше невозможно, ведь теперь необходимо подстраиваться под стратпроекты», — отметил Константин Маркелов.

Как объяснил ректор, трансформация происходит и в отношении сфер науки, образования, стратегических проектов, поскольку без их объединения не появится общий результат.

Глава вуза также определил круг проблем, которые ещё предстоит решить вузу для продолжения участия в программе «Приоритет 2030» и защиты на заседании комиссии по рассмотрению ежегодных отчётов университетов — участников программы в ноябре этого года.

Мероприятие продолжилось на площадке центра «Точка кипения». На нём с подведением итогов выступили пять групп:

• «Стратегические проекты»;

• «Партнёрства»;

• «Образовательная политика»;

• «Научно-исследовательская политика и политика в области коммерциализации разработок»;

• «Университет как целое и управление программой развития».

В ходе заседания команды осветили итоги своей работы. Каждое выступление проводилось по регламенту: до 10 минут на доклад и 10 минут — на обсуждение с экспертами.

Вступительное слово сказал ректор АГУ Константин Маркелов:

«Мы выстраиваем командную работу уже с пониманием целей. Кроме стратегических задач, есть некоторые ситуативные вещи, которые нужно решать сегодня, а есть те, рассмотреть которые нужно в течение этого года. Результатами своей работы мы должны доказать экспертному сообществу, что Астраханский госуниверситет не просто участвует в программе „Приоритет 2030“, а готов стать настоящим научно-образовательным центром».

Также на мероприятии отметили достижения вуза в рамках реализуемой программы.

«По многим показателям вы твёрдо стоите в „Приоритете“, например, в базовой части и даже имеете амбиции на переход в специальную часть, на территориальное лидерство. Мы всегда здесь, чтобы показать те проблемные аспекты, которые нужно решить. Усиление этих сфер позволит вам в ближайшее время попасть в специальную часть», — сказал заместитель руководителя «Социоцентра» Георгий Суворов.

Первыми представили свои доклады группы по направлению «Партнёрство» и «Стратегические проекты». В своих докладах они выделили основные проблемы и задачи, которые команды сейчас активно решают. Так, например, основной проблемой группы «Стратегические проекты» является нехватка кадров, то есть высококвалифицированных сотрудников, вспомогательного персонала. Также был отмечен дефицит в материально-техническом плане и в плане вовлечённости сотрудников в реализацию проекта.

Следующей выступила группа «Образовательная политика». В рамках анализа образовательной программы команда выделила ряд моделей настоящего и будущего, дав каждому из них краткую характеристику, определив разрывы и барьеры:

«Мы понимаем, что кадры — единственный ресурс, которым мы можем управлять», — подчеркнул начальник управления среднего профессионального и дополнительного образования Сергей Фролов.

Четвёртая группа, которая работала по направлению «Научно-исследовательская политика и политика в области коммерциализации разработок», также представила результаты работы трека. Перед участниками секции стояли задачи по определению барьеров и возможностей нынешней и целевой модели университета.

«Пока две модели существенно отличаются друг от друга. Несмотря на то, что мы уже два года в программе и делаем существенные шаги, мы понимаем, что по-прежнему эти достижения принадлежат небольшому проценту сотрудников университета… Мы бы хотели, чтобы результативных исследователей и проектов стало больше. В этом состояла наша задача», — сказала руководитель проектной команды, проректор по научной работе Людмила Баева.

Одним из разрывов является отсутствие позиционирования научных работ. Она отметила, что многие просто не знают о том, какие исследования и разработки проводятся в вузе. Медиасопровождение должно решить эту проблему.

Ещё одна точка роста связана с воспроизводимостью кадров. Не все специалисты обладают нужными компетенциями. Было предложено осуществлять обучение имеющихся кадров либо привлекать в научные исследования ведущих специалистов.

В планы также вошло введение эффективного контракта для научных сотрудников, нормативов по распределению нагрузки и индивидуального плана работы. В долгосрочной перспективе была сделана ставка на программы поддержки и программы рекрутинга, открытие диссертационных советов, трансформацию учебного плана и создание МФЦ для научных проектов.

После обсуждения с остальными участниками сессии, в ходе которой были предложены варианты улучшения проекта, выступил представитель по направлению «Университет как целое и управление программой развития». Спикеры отметили некоторые внутренние проблемы, связанные с организацией работы вуза. Вместе с тем участник, представляющий проект от лица группы, предложил обновлённую иерархию. Вместо существующих факультетов было предложено создать четыре института.

Отметив некоторую разобщённость в работе коллектива, имеющего прямого руководителя и руководителя проекта, группа озвучила идею переход к новой системе управления. Благодаря ней оба главы имеют равный вес в глазах коллектива, что позволит эффективно решать задачи.

По итогам заседания участникам предстояло отрефлексировать и обсудить результаты трёхдневной работы.