Команда АГУ представит инновационные проекты в рамках конкурса «Большие вызовы»

На «Больших вызовах» в образовательном центре «Сириус» коллектив Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева под руководством проректора по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Алексея Титова вместе с участниками направления «Освоение Арктики и мирового океана» реализуют разработку робота AquaBot Explorer.

Морской робот предназначен для выполнения подводного и надводного мониторинга водных ресурсов. Проект реализуется в рамках программы «Приоритет 2030» — «Развитие морских роботизированных технологий в Каспийском регионе („Морской робот“)» в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева.

Руководитель проекта Алексей Титов рассказал о том, чем занимается команда.

«Участники смены, а это надо понимать школьники (лучшие школьники страны, собранные со всех уголков нашей необъятной родины) разных возрастных групп, работают в очень интенсивном режиме. Работа над проектом AquaBot Explorer подразумевает стопроцентную вовлечённость и выполнение каждым из участников различных исследовательских задач. При этом отмечу, что задачи разноплановые, достаточно сложные, и каждый член команды дополняет друг друга с учётом имеющих навыков и вновь получаемых знаний на программе.

В качестве примеров приведу несколько задач, которые сейчас выполняются командой: разрабатывается веб-интерфейс для удалённого управления функционалом морского робота AquaBot Explorer, моделируются сценарии поведения морского робота в профессиональной среде САПР с учётом возможных динамических нагрузок. Участники программируют, присоединяют различные датчики и сенсоры к программно-аппаратному комплексу морского робота, создают презентацию по проекту и медиаматериалы для его продвижения», — делится проректор.

Для участников смены также проводятся занятия от представителей партнёров программы: Объединенная судостроительная корпорация, Ситроникс, Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований, СервисСофт, Смелком Роботикс, НТК «МорРоботСистем», Марлин-Юг, НБИКС, Морской гидрофизический институт Российской академии наук.

По словам руководителя проекта, совместная работа со столь представительным научным и профессиональным сообществом является частью деятельности их коллектива.

«Мы обмениваемся с коллегами научными результатами по проектам в области морской робототехники, университетскими образовательными практиками.

Так, в рамках встречи с Павлом Хлюпиным, членом правления „Национальной Ассоциации участников рынка робототехники“, мы договорились о совместных форматах взаимодействия. У Ассоциации есть потребность в формировании повестки по направлению „Морская робототехника“. С учётом имеющегося у нас в университете задела и участников Южного морского хаба в области морской робототехники, вузов-партнёров СевГУ и ЮФУ, мы сможем внести значительный вклад в деятельность Ассоциации по указанному направлению».

В рамках встречи с Тимофеем Никулиным, руководителем проекта Data Culture факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, обсудили возможность использования опыта ВШЭ по реализации сквозной дисциплины «Цифровая грамотность» для всех студентов университета. В НИУ ВШЭ с 2017 года реализуется этот проект, и в 2022/2023 учебном году свыше 23 тысяч студентов прошли обучение в рамках линеек дисциплин Data Culture. Важно, что проект имеет сквозную направленность для студентов всех направлений. Он апробирован и имеет методические модули: «Цифровая грамотность», «Основы методологии программирования», «Основы анализа данных», «Машинное обучение», «Глубинное обучение».

Также для участников образовательной программы руководитель стратегического проекта Алексей Титов прочитал лекции по наиболее актуальным проблемам развития морской робототехники:

1) Будущее морской науки: эволюция беспилотных технологий и их роль в исследовании мирового океана.

2) Навигация и ориентация в морском пространстве: передовые беспилотные системы и их применение в подводных исследованиях.

3) Глубины океана: разрабатываем и внедряем инновационные беспилотные подводные системы.

«Ещё в прошлом году при чтении лекций я использовал цифрового помощника „Нефедора“, созданного при помощи технологии Visper.tech. Цифровой помощник позволяет значительно привлечь внимание участников к тому материалу, который демонстрируется. В этом году мною были дополнены материалы, которые „Нефедор“ прочитал участникам программы по морской робототехнике», — рассказывает проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам.

Командная работа участников образовательной программы «Большие вызовы» продлится до 24 июля. В завершении участники представят проекты по направлению «Освоение Арктики и мирового океана»:

1) Нейронная сеть для черноморского планктона.

2) Экофлот: беспилотные электрические суда и инфраструктура зарядных станций.

3) Разработка программно-аппаратного комплекса для автономного управления судном при помощи методов машинного зрения.

4) Aquabot Explorer — система комплексного визуального надводного и подводного мониторинга водных ресурсов.

5) Модель глубоководного автономного дрейфующего буя для работы в высоких широтах.

6) Электротермическая система на основе индукционных технологий для объектов Арктического шельфа.