Характеристика текущей финансовой модели, включая структуру основных источников доходов и расходов: АГУ — бюджетное учреждение, самостоятельно осуществляющее финансово – хозяйственную деятельность в соответствии с ПФХД за счет всех видов источников финансового обеспечения. Структура доходов и расходов по направлениям деятельности представлена на рис. 1 приложения к разделу. На протяжении 5 отчетных лет наблюдается тенденция устойчивого роста совокупных доходов из всех источников.
Основная доля в структуре доходов (без учета средств на капитальные вложения) приходится на образовательную деятельность (в том числе ДПО) — 68% (в 2020 г.), научные исследования и разработки — 2% (свидетельствует о недостаточности научно-технической базы для развития науки), прочие доходы — 10% (недостаточная коммерциализация потенциала имущественного комплекса, человеческого капитала, инертное развитие целевого капитала).
Основная доля затрат в структуре расходов (без учета субсидии на иные цели) приходится на фонд оплаты труда (не ниже 78%), что значительно превышает уровень, рекомендуемый Минобрнауки России (70%). Несмотря на тенденцию снижения расходов на содержание имущества, по итогам 2020 года их доля (12%) в совокупных расходах превышает среднероссийский уровень. Бюджет развития формируется с 2020 года, его доля – 7%. В АГУ утверждена финансовая политика и структура, основанная на организационной структуре (без центров финансовой ответственности), отсутствует единый программный продукт по автоматизации процессов.
Основные принципы финансовой модели: стремление к финансовой автономии путем увеличения доли доходов от внебюджетных источников; формирование бюджета развития, как базы финансового обеспечения инициатив вуза, в том числе для повышения имиджа и конкурентоспособности; создание ЦФО, в том числе центров финансового результата путем внедрения механизма бюджетирования как инструмента стимулирования.
Механизмы и инструменты трансформации финансовой модели:
- Достижение планового показателя по «автономии»: выполнение планового показателя по доле доходов от приносящей доход деятельности в совокупном бюджете АГУ (за исключением капитальных вложений) – не менее 70 % (к 2030 году); прирост целевого капитала – не менее 5% ежегодно; сохранение контингента студентов, обучающихся на возмездной основе — 97%; выполнение плановых показателей по набору студентов 1 курса в рамках КЦП и обучающихся на возмездной основе (с учетом ежегодного прироста) — 100 %.
- Достижение плана по доходам: прирост средств от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР – не менее 6% ежегодно; увеличение к 2030 году до 6% доли доходов от НИИД в совокупных доходах.
- Внедрение программно-целевого финансирования путем разработки программ по основным направлениям деятельности Университета: доля затрат на бюджет развития АГУ в объеме затрат на финансово-хозяйственную деятельность – не менее 18% к 2030 году; доля затрат на фонд оплаты труда (с учетом увеличения штата работников в связи с реорганизацией) – не более 63% к 2030 году; доля затрат на содержание имущества (с учетом вновь введенных площадей кампуса и присоединения АГАСУ) – не более 9% к 2030 году; доля затрат на остальные расходы – не более 10% к 2030 году.
- Разработка сбалансированного набора показателей и требований по их исполнению, закрепленных за ЦФО, основанных одновременно на мотивации к привлечению доходов при расширении видов коммерческой деятельности и стимулировании развития факультетов (кафедр), структурных подразделений с учетом исполнения базовых внутренних нормативных показателей.
Ожидаемый эффект от реализации финансовой модели:
— увеличить совокупные доходы бюджета АГУ с 1,5 млрд. рублей до 3,3 млрд. рублей и обеспечить достижение финансовой автономии, увеличив долю из внебюджетных источников в совокупных доходах с 37% до 70%;
— увеличить фонд целевого капитала до 5 млн. рублей с ежегодным ростом 5%;
— обеспечить увеличение доли доходов от НИД, за счет коммерциализации научных разработок и результатов интеллектуальной деятельности, с 2% до 6% (в 8 раз по сравнению с 2020 годом) в совокупных доходах;
— снизить до 63% долю затрат на фонд оплаты труда, до 9% — на имущество;
— обеспечить среднюю заработную плату НПР на уровне 200% к уровню средней по экономике региона;
— направить не менее 20% от внебюджетных доходов на софинансирование Программы развития.
Структура доходов и расходов по основным направлениям деятельности Университета в 2030 г. представлена на рис. 2. приложения к разделу.