Обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе студентов ИТ-специальностей

Реализация образовательной политики будет сопряжена с цифровой трансформацией программ по трем направлениям. Системные образовательные изменения коснутся образовательной среды, контента и ОП. Это связано с созданием условий для загрузки цифрового следа участника образовательного процесса: разработка модели компетенций, единых технологических стандартов и ОП по работе с цифровым следом и развитие сообщества в этой сфере, образовательного контента АГУ за счет уникальных наработок и доступа к внешним цифровым платформам, платформам онлайн-обучения, использование методов обработки больших данных, технологий виртуальной и дополненной реальности, блокчейн, Internet of Things для разработки ОП и ИОТ, обязательное включение в фонды оценочных средств заданий на проверку цифровых компетенций и навыков, разработка ОП повышения квалификации для системы ДПО в сфере цифровой экономики. Развитие ОП будет связано с цифровой профилизацией ОП, напрямую не связанных с информационными технологиями38, расширением программ ДПО для обучающихся по непрофильным для IT-сферы (для их профессиональной адаптированности в профессии), с расширением ассортимента профилей ОП из перечня направлений подготовки профессий и специальностей ОП высшего образования с формированием ключевых компетенций цифровой экономики. Формирование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся будет реализовано через: — пропедевтику в сфере информационных технологий40, студенческий IT-десант для сотрудников, студентов и различных групп населения региона; — обновление под цифровые компетенции содержания ОП, элективные курсы по овладению алгоритмами и программами практического применения, навыками использования и освоения новых цифровых технологий, внутривузовский обмен цифровыми навыками между студентами и студентами «Моя цифровая среда», профессиональную подготовку на этапе освоения основной программы; — мониторинг цифровой успеваемости с помощью сервиса «Профиль достижений» и разработку индивидуальной программы развития, стартапы как выпускные квалификационные работы, интенсивы в сфере программирования, проектные сессии по технологиям навигации в образовательном пространстве (с учетом их релевантности целям, личным качествам, способностям обучающегося); — включение в структуру ОП дисциплин (модулей), направленных на освоение более 2 компетенций цифровой экономики, что увеличит число студентов с цифровыми компетенциями с 1360 чел. в 2021 году до 12408 чел. очно. Совершенствование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у преподавателей будет реализовано через развитие цифровой грамотности и культуры и включает: индивидуальная программа цифрового развития сотрудника, цифровой помощник под психологический и цифровой профиль ППС, система ежеквартального мониторинга цифровых успехов вуза и рейтинга цифровой грамотности, повышение квалификации ППС в области осуществления образовательного процесса на основе ЦК; обучение в формате ежемесячных практических встреч для отработки конкретных ситуаций, формирования навыка позиционирования в информационном пространстве, проектные сессии по формированию цифровых компетенций, а также по сопровождению стартапов обучающихся.