Образовательная политика

Текущая ситуация и имеющиеся ресурсы, включая характеристику интеграции и кооперации с другими организациями. Основными игроками на рынке образовательных услуг ВО в Астраханской области являются 5 организаций ВО, 9 филиалов российских вузов, реализующих как уникальные направления подготовки, так и пересекающиеся с АГУ, что определяет целевые ориентиры: 1) переход от бакалаврского университета к магистерскому, 2) актуализация образовательных программ (далее — ОП) с учетом возникновения новых профессий, изменение традиционной модели обучения в проектную практико-ориентированную, включая гибкие ОП с междисциплинарным характером обучения, 3) трансформация регламентированных образовательных траекторий в индивидуальные (до 50% ОП с динамическими учебными группами), 4) опора на компетенции сетевых партнеров с целью восполнения дефицита человеческих и материальных ресурсов, получения новых образовательных практик, формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у преподавателей и обучающихся.

АГУ имеет внутренние ограничения. Вуз уступает в рейтингах 5 вузам ЮФО (таблица 1 приложения к разделу), занимает 1 место во 2 лиге (Национальный агрегированный рейтинг–2021). Вуз имеет задел в интернационализации образования, являясь базовым по IT-технологиям в Университете ШОС, участвуя в 3 международных сетевых проектах по программе TEMPUS, являясь участником Образовательной платформы – Global Access Asia, организуя программы академической мобильности и обмена студентов, не уступая ведущим федеральным вузам (рис. 1 приложения к разделу) по ежегодному приросту иностранных студентов (стран ближнего зарубежья), что обусловливает сотрудничество со странами дальнего зарубежья и увеличение обучающихся из стран, с которыми налажены контакты.

АГУ в сравнении с вузами региона лидирует по спектру и количеству программ ДПО (рис. 2 приложения к разделу). Не реализована задача предоставления возможности получить ДПО по цифровым компетенциям (далее – ЦК) и профессиям будущего с основным образованием.

В качестве ключевых приоритетов образовательной политики определены (схема 1 приложения к разделу): обновление модели и педагогического дизайна основных ОП, развитие сетевого образовательного пространства и его интернационализация, развитие ДПО.

Обновление педагогического дизайна образовательных программ будет осуществляться в контексте стандартов CDIO: переход к междисциплинарному проектному обучению и переориентации образовательных траекторий к индивидуальным. Выбору индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) будет способствовать внедряемая модель подготовки «2+2+2» (2+2 года бакалавриата + 2 года магистратуры), позволяющая осознанный выбор ИОТ. Использование ИОТ будет осуществляться поэтапно «2+2+2» на программах бакалавриата и специалитета. Пример конструктора ОП представлен на рис. 3 приложения к разделу. Увеличение доли студентов-магистрантов приведет к изменению структуры образовательной модели магистратуры (рис. 4 приложения к разделу). С целью обеспечения преемственности ОП бакалавриата (специалитета) и магистратуры и с учетом большей дифференцированности исходной подготовки, магистерские программы будут формировать ЦК. Новая модель реализации ОП предполагает расширение практики проектной деятельности, вовлечения работодателей, подразделений вуза в учебные проекты, использование методики адаптивного обучения и выравнивающих курсов, внедрение цифровых сервисов анализа данных «Профиль достижений». Будет создана система оценки эффективности и результативности ОП участниками (студенты, преподаватели, работодатели).

Развитие сетевого образовательного пространства. Модернизация педагогического дизайна ОП за счет сетевого взаимодействия: а) создание Каспийского сетевого университета, реализующего междисциплинарные сетевые ОП, в т.ч. в онлайн-формате, направленные на подготовку STEM-специалистов, а также специалистов, не связанных с IT-сферой, но применяющих ЦК в педагогике, социально-культурной сфере, лингвистике (в рамках Консорциума образовательных организаций высшего образования и научных организаций Астраханской области), б) разработка и внедрение сетевых ОП по отраслям экономики региона (в том числе ДПО) (Консорциум вузов Прикаспийского региона в транспортно-логистической сфере, НОЦ «Инновационные решения в АПК», Консорциум «Кораблестроение и морская техника»), в) формирование межуниверситетских студенческих команд.

С целью расширения возможностей сетевой формы реализации ОП в АГУ будут использоваться разные типы партнерского и сетевого взаимодействия, которые в зависимости от структуры ОП могут быть сведены к программе «двух дипломов», «совместной образовательной программе», к программе «академическая мобильность», «онлайн-мобильность».

Интернационализации образования будет способствовать введению новых ОП, ориентированных на лучшие международные образовательные практики и глобальный рынок; развитию новых форм совместных ОП и программ на английском языке, развитию онлайн-образования, академической мобильности, летних программ обучения для иностранцев. Для этого будут созданы условия по обучению иноязычных студентов; открыты новые программы двух дипломов, организована академическая мобильность обучающихся, наращено присутствие ресурсов АГУ на глобальных онлайн-платформах; внедрена многоуровневая модель непрерывной иноязычной подготовки, позволяющая увеличить долю российских студентов на англоязычных ОП и долю выполненных учебно-научных проектов на языках международного общения; созданы ОП, полностью реализуемые в режиме онлайн (англо(ино)язычных и русскоязычных); расширена практика зачисления иностранных студентов на междисциплинарные ОП; открыты в странах СНГ представительства АГУ по вопросам образования, науки и технологий.

Развитие дополнительного образования и профессионального обучения. АГУ планирует обеспечить бесшовный переход студентов в рабочую или научную деятельность, другую квалификацию. ДПО будет реализовано за счет потенциала цифровых технологий как инструмента обучения, так и инструмента, которому обучают. Будет расширен комплекс программ для предпринимателей с учетом требований бизнес-среды. Реализация программ будет базироваться на компетентностном, практикоориентированном и проектном подходах, системе кейс-ориентированного образования. Особое внимание АГУ будет уделять гражданам «серебряного возраста» в разработке и реализации адаптированных ОП, способствующих социализации и активному долголетию. Университет увеличит число слушателей программ ДПО с 6 тыс. чел. в 2021 г. до 15 тыс. чел. к 2030 г., в том числе за счет увеличения направленности реализуемых программ, развития ДПО на основе франшиз бизнес-партнеров, расширения спектра современных инструментов работы с потребителем услуг. Новый подход к организации ДПО позволит 30% студентов АГУ получить профессии рабочих и служащих или пройти курсы повышения квалификации.

Мероприятия будут подкреплены структурными изменениями в виде присоединения АГАСУ, что позволит АГУ усилить научно-образовательный потенциал и учебно-лабораторную базу, приобрести новых российских и зарубежных партнеров, диверсифицировать спектр ОП (занять нишу в сфере строительства, теплоэнергетики, пожарной безопасности), открыть междисциплинарные учебные программы. Будет осуществлен переход к системе, где в качестве основной структурной единицы управления выступает ОП во главе с руководителем, имеющим широкие полномочия в сфере организации образовательного процесса и его обеспечения, в области подбора кадров, взаимодействия с работодателями. Появятся новые организационные структуры: институты/академии/школы, учебные офисы, департамент развития образовательных программ и проектов. Будут реализованы профессиональные стажировки ППС, академическая мобильность, занятие научно-практической деятельностью, активное обучение в ходе учебных занятий.

Эффекты от реализации образовательной политики: а)укрепление постбакалаврского образования и включение вуза в глобальные научно-образовательные и инновационные сети; б) изменение традиционной модели обучения в проектную увеличит спрос на квалифицированные кадры и  приведет к реализации соответствующих ОП; в) изменение содержания ОП, направленное на удовлетворение потребностей меняющейся экономики и формирование критической массы молодых талантов в АГУ, г) выход на международный рынок реализации программ магистратуры и аспирантуры.