Политика в области цифровой трансформации

Текущий задел и имеющиеся ресурсы:

  • более 90% компьютерной техники для учебного процесса приобреталось до 2014 г. Требуется обновление компьютеров и версий программных продуктов для обеспечения заданного качества IT-инфраструктуры;
  • доля аудиторий, оснащённых мультимедийным презентационным оборудованием, составляет 17,5%. Необходимо увеличение их количества, в т. ч. для применения онлайн-курсов университетов-партнеров;
  • учебный процесс в дистанционном режиме реализуется с использованием зарубежных бесплатных сервисов. Нужен переход на российские решения;
  • университет обладает основным и резервным скоростными каналами доступа к Интернету с пропуском 500 Мбит/с, с балансировкой нагрузки;
  • доля учебных аудиторий, обеспеченных доступом в Интернет через Wi-Fi-сеть, составляет 10%, доступ – только у сотрудников Университета;
  • внутриуниверситетская локальная сеть не сегментирована на подсети, защита на низком уровне, при этом доля компьютеров, подключенных к сети, — 98,5%;
  • задачи информационной безопасности сконцентрированы на технической поддержке систем, работающих со средствами криптографической защиты. В системе документооборота для руководителей структурных подразделений реализовано подписание документов корпоративной электронной подписью;
  • мобильный резерв компьютерной техники для организации рабочих мест в дистанционном формате минимален;
  • электронная информационно-образовательная среда – более 30 систем и сервисов. Система управления учебным процессом обеспечивает высокий уровень автоматизации типовых задач — от подачи документов на зачисление через личный кабинет до печати диплома выпускнику, в основе – БД «Oracle»;
  • организовано подключение к суперсервису «Поступление в вуз онлайн» и подача документов через Единый портал государственных услуг;
  • начато внедрение системы управления ФХД для формирования и исполнения бюджета и ПФХД в цифровом формате в привязке к ЦФО;
  • организован доступ к электронным библиотечным ресурсам в режиме «Одно окно», произведена интеграция электронных библиотечных ресурсов с LMS;
  • LMS базируется на Moodle, зарегистрированы 100% ППС и студентов. Текущая мощность сервера обеспечивает одновременную работу 15% пользователей. Требуется, как минимум, двукратное увеличение.

Риски ограничения использования иностранных систем БД, продиктовали необходимость поиска российских решений. Переход – от года до двух лет.

В АГУ внедрена система электронного документооборота «Directum», доля АУП с доступом к СЭД – 27,3%. При этом многие задачи не автоматизированы, обмен данных между различными системами либо отсутствует, либо не в полном объеме, БД изолированы, что увеличивает срок согласования и исполнения задач и препятствует комплексной цифровизации.

За 10 лет значительно увеличилось количество объектов, подключенных к IT-инфраструктуре, возросла нагрузка на вычислительные мощности и каналы передачи данных, увеличилось число информационных систем. Присоединение АГАСУ повлечёт увеличение нагрузки и потребует интеграции сетевой инфраструктуры и организации экспорта-импорта данных.

Ключевые направления цифровой трансформации

I этап (краткосрочная перспектива 1-2 года):

— Обновление IT-инфраструктуры до заданных качественных параметров (100% обновление парка учебных ПК, оснащение 40% аудиторий мультимедийным оборудованием, формирование мобильного резерва ПК – до 40% от ППС).

— Переход на отечественное программное обеспечение, операционные системы. Обеспечение не менее 40% ППС лицензиями видеоконференцсвязи.

— Модернизация локальной сети, покрытие wi-fi в уч. корпусах до 100%.

— Повышение цифровой грамотности ППС (увеличение доли ППС, прошедшего переподготовку по овладению цифровыми инструментами, до 100%).

II этап (Среднесрочная перспектива 3-5 лет)

— Трансформация бизнес-процессов, автоматизация за счет программных роботов Robotic process automation, сокращение сроков обработки документов.

— Проектирование и внедрение универсальной интеграционной шины обмена данными информационных систем, что повысит эффективность и обеспечит единую точку входа получения информации о текущем состоянии учебного, научного, административно-хозяйственного процессов. Создание возможности бесшовной интеграции с системами Минобрнауки России и вузов-партнёров.

— Организация ситуационного центра ректора для мониторинга и поддержки принятия управленческих решений.

— Обеспечение ППС технико-технологической базой для создания цифрового контента образовательной деятельности.

— Обеспечение стабильного беспроводного доступа к сети Интернет для студентов на всей территории университетского кампуса.

— Разработка комплекса программ непрерывного повышения цифровой грамотности сотрудников Университета.

III этап (Долгосрочная перспектива 6-10):

— Переход на единое интегрированное решение для автоматизации всех бизнес-процессов, оптимизация административного персонала.

— Обеспечение ППС технико-технологической базой для создания цифрового контента образовательной деятельности с применением средств AR/VR.

— Обеспечение научных сотрудников доступом к виртуальным лабораториям, в т.ч. с применением средств дополненной и виртуальной реальности (AR/VR).

— Внедрение системы «Смарт-кампус» с использованием ИИ, IoT, цифровых контроллеров, в т.ч. для повышения эффективности использования кампуса.

Ожидаемый эффект

— Высокий уровень обеспеченности преподавателей, научных сотрудников, административных работников и студентов современными техническими средствами, способность IT-инфраструктуры обеспечивать учебный, научный и административный процессы без перебоев и ограничений в режиме 24*7.

— Наличие цифровых сервисов, позволяющих формировать профиль и фиксировать цифровой след студента для формирования индивидуальных образовательных траекторий, развития надпрофессиональных навыков, вовлечения в проекты. Предоставление партнёрам АГУ (работодателям и др.) доступ к цифровому профилю и цифровому следу перспективных студентов.

— Доступность цифровых сервисов, позволяющих партнёрам подавать заявки и использовать лабораторное оборудование университетских научных центров.

— Формирование индивидуальных образовательных траекторий, на основании использования цифровых инструментов, в том числе с технологиями ИИ.

— Расширение спектра образовательного контента за счет внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности, видеоигр, симуляторов, цифровых тренажеров в образовательный процесс, создания учебников и методических материалов нового поколения с AR/VR, а также интеграции в образовательный процесс АГУ онлайн-курсов университетов-партнёров.

— Высокий уровень владения компетенциями цифровой экономики у студентов и соответствие запросу работодателей в части использования цифры.

— Высокий уровень цифровой грамотности преподавателей для генерации образовательного контента, в том числе на разных языках.

— Повышение эффективности управленческих решений за счёт использования «Смарт-кампус», IoT, единой шины обмена данными между информационными системами вуза, оперативного контроля в ситуационном центре ректора.