Ключевые характеристики целевой модели развития университета, сопоставительный анализ на основе эталонных показателей с целевой моделью университета

В основу программы развития АГУ положена модель территориального лидерства, состоящая из трех элементов: 1) «Регионообразующий университет» — занимающий особое место в региональной социально-экономической системе (центральное звено научно-образовательно-культурной инфраструктуры региона), оказывающий особое влияние на региональное развитие через наращивание человеческого капитала, участие в общенациональных и международных проектах и программах, интеграцию в мировое научно-образовательное пространство, развитие гуманитарного сотрудничества как компонента международных и внешнеэкономических связей региона. Объединение на базе университета интеллектуальных ресурсов, материально-технических средств и социально-экономических отношений в единое целое обеспечивает жизнедеятельность региона, определяет его социально-экономическую, социально-политическую и социокультурную стабильность и усиливает интеграционную роль региона как приграничной геостратегической территории. 2) Университет, обладающий уникальной инфраструктурой на уровне лучших мировых стандартов, концентрирующий весь ресурсный потенциал на научном фронтире и использующий образовательный, научно-технический и инновационный потенциал группы партнеров для внедрения в образовательный процесс (академическая мобильность, стажировки, онлайн-курсы и иные формы), и предлагающий новые решения задач пространственного, кадрового, социального и технологического развития по обеспечению социально-экономического роста региона. 3) Университет как экспертно-аналитическая платформа для разворачивания широкого спектра поисковых активностей, ориентированных на содействие диверсификации экономики региона путем создания новых «точек роста» — технологических отраслей регионообразующих кластеров, обеспечения безопасности геостратегической приграничной территории, расширения влияния в части экспорта образования за счет постоянного притока активной молодежи.

Движение к целевой модели будет осуществляться через решение задач:

— Формирование со стратегическими партнерами единой интеграционной среды, способствующей преодолению ресурсных ограничений (в том числе за счет присоединения ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» (далее – АГАСУ), генерации и распространению инновационных знаний и прорывных технологий;

— Переход к практико-ориентированной модели обучения, трансформация образовательных траекторий в индивидуальные, расширение модуля подготовки магистратуры и аспирантуры совместно с ведущими партнерами;

— Обновление модели и педагогического дизайна основных ОП, их актуализация с учетом рынка труда и возникновения новых профессий, с опорой на компетенции сетевых партнерств и междисциплинарный характер;

— Внедрение гибкой архитектуры организации ДПО путем продвижения новых уникальных программ со множеством форматов обучения;

— Формирование мировоззренческих ценностей обучающегося за счет масштабирования новых педагогических практик и внедрения возможностей свободного самоопределения для повышения его конкурентоспособности;

— Обеспечение развития конкурентоспособных научных школ по приоритетным направлениям для Астраханского региона и страны в целом;

— Развитие научных сервисов (защита и продвижение РИД вуза);

— Создание мотивирующей среды и индивидуализации траекторий развития персонала, условий для привлечения талантливых специалистов из ведущих российских и мировых научно-образовательных центров;

— Формирование эффективной системы работы с молодежью, направленной на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, расширение возможностей самореализации, развитие молодежного предпринимательства;

— Создание эффективного цифрового университета: максимальный охват предоставляемых услуг цифровыми сервисами на единой цифровой платформе;

— Трансформация системы управления в гибкую проектную среду, адаптивная организационная структура и повышение эффективности управления.

Реализация целевой модели будет осуществлена в три этапа: 1 (2021 — 2022 годы) — реорганизация АГУ путем присоединения АГАСУ. 2 (2023 — 2025 годы) — стратегические инвестиции в АГУ: создание инфраструктурных, материально-технических, организационно-финансовых, кадровых и информационных условий. 3 (2026 — 2030 годы) — получение результатов от инвестиций и направление их на укрепление позиций АГУ в области образования, научных исследований и инноваций на российском и международном уровнях.

На 1-2 этапах формируется база для достижения будущего превосходства в отобранных приоритетных областях, за счет совмещения критической массы приглашенных экспертов и инфраструктуры расширится активное участие университета в реализации национальных проектов.

Ключевые характеристики целевой модели: объем НИОКР на 1 НПР — 225 тыс. руб. в 2030 г. (2020г.-50 тыс. руб.); увеличение в 2 раза иностранных студентов до 4200 человек в 2030г.; доли магистрантов и аспирантов до 20,4%, в 2,5 раза (до 15000 человек в 2030 году) слушателей программ ДПО, в т.ч. онлайн, расширение «цифровых» и наиболее востребованных программ ДПО; доходов от реализации ДПО до 203,76 млн. руб. (более чем в 2 р.); более 70% студентов будут охвачены волонтерством; публикаций и цитируемости в журналах Q1, Q2 Scopus и Web of Science; уровень трудоустройства выпускников превысит 95 %.