Основные ограничения и вызовы

Внешними ограничениями и вызовами для АГУ являются: а) сохранение низкого уровня платежеспособного спроса населения на услуги; б) высокая конкуренция на рынке инновационных услуг; в) снижение привлекательности педагогической профессии, статуса молодого ученого для талантливых выпускников вузов; г) неготовность предприятий-работодателей направлять средства на подготовку кадров, повышение квалификации специалистов, повышение компетенций персонала и финансирование научных исследований; д) недостаточное количество высокотехнологичных производств в регионе, е) нарастание конкуренции от ведущих вузов и демпинговые цены на рынке образовательных услуг региона; ж) отсутствие возможности привлечения ученых «мирового уровня» из других вузов.

Внутренними ограничениями развития вуза являются: а) недостаточная интеграция образовательного процесса с достижениями мировой науки, высокотехнологичным производством, бизнесом; б) узкий перечень ОП на иностранных языках; в) показатели эффективности НИИД: сокращение бюджетного финансирования, низкие темпы роста объемов НИОКР; г) негибкость в управлении НИИД, низкий уровень коммерциализации; д) низкая публикационная активность ПР и НР; е) отсутствие диссертационных советов; ж) недостаточное развитие цифрового научно-образовательного пространства; з) неготовность сотрудников вуза к изменениям; и) значительный моральный и физический износ имущественного комплекса, ограниченное количество мест для проживания в общежитиях иностранных и иногородних студентов.

Возможные препятствия и факторы, сдерживающие реализацию стратегических проектов: а) активное развитие транспортно-логистической сферы определяет актуальность и востребованность исследований в области повышения эффективности транспортировки; изменения внутреннего рынка, увеличение цен на топливо и на грузоперевозки могут привести к снижению деловой активности бизнеса; б) аграрная специализация региона определяет актуальность проведения прикладных исследований и разработок и формирует предпосылки для создания высокотехнологичных продуктов и технологий; ограничениями могут стать усиление конкуренции на рынке, сокращение финансирования отрасли, влияние неблагоприятных агрометеорологических условий; в) слабая инновационная активность региональных компаний может сдерживать развитие морской робототехники; г) отток молодого населения (выпускников школ) – перераспределение населения в другие города, а также возможное сокращение притока иногородних и иностранных студентов.

Механизмы для решения основных вызовов: а) создание пространства Headhunter по идентификации, развитию и удержанию талантливых кадров; б) интернационализация научно-образовательной деятельности как представителя soft power России в Прикаспии, через Ассоциацию государственных университетов и научных организаций стран Прикаспия, Комиссию по науке, технологиям и инновациям Ассоциации, Транспортно-логистический консорциум; в) внедрение принципа Kaizen в образовательную деятельность и НИИД, расширение спектра услуг, предоставление выбора уникальных образовательных траекторий и гибкого ценообразования; г) выход на предпринимательскую модель университета через достижение финансовой автономии путем увеличения доли доходов от внебюджетных источников.