Ключевые результаты развития в предыдущий период и имеющиеся заделы

Образовательная деятельность. На начало 2020-2021 уч.г. в ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» (далее – Университет, АГУ) по основным профессиональным образовательным программам обучалось 12974 чел., перечень направлений подготовки и программ высшего образования представлен в таблицах 1 – 3 приложения к разделу. Формирование структуры специальностей основывалось на потребности отраслей и сфер деятельности Астраханской области, в связи с этим:

— открыт бакалавриат по сварке для региональных судостроителей (300 чел.);

— создан факультет агробизнеса (направления «Агрономия», «Агроинженерия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»);

— для рыбной отрасли открыта магистратура «Биотехнология» (обучено около 400 чел.), создана научная лаборатория биотехнологий, реализуются программы повышения квалификации, программа совместной аспирантуры АГУ и Университета Ка’Фоскари (Венеция, Италия) с одновременным получением российской степени кандидата наук и степени PhD. Направление «Ихтиология и рыбоводство» открыто под заказ региона;

—  в целях развития на предприятиях нанотехнологий и наноиндустрии открыт бакалавриат по робототехнике (100 выпускников);

—  открыт бакалавриат «Туризм» (ежегодный набор 60-65 человек, всего подготовлено порядка 600 специалистов по туризму и гостиничному делу);

— открыты семь образовательных программ по Президентской программе подготовки управленческих кадров, подготовлено более 750 человек;

— в целях развития транспортно-логистического комплекса региона в 2014 г. открыты все уровни ВО «Логистика и управление цепями поставок» (100 чел.).

При формировании образовательной политики учитываются тенденция снижения рождаемости (в 2020 г. естественная убыль населения – 2701 чел.) и миграционный отток в регионе (2019 г. — 7881 чел., 2018 г.– 3496 чел.). По данным Росстата к 2036 г. на 1 тыс. работающих будет приходиться 867 нетрудоспособных граждан, в связи с чем вуз проводит приемные кампании в России и странах дальнего и ближнего зарубежья (прежде всего Прикаспия).

В рамках методологии CDIO с 2013 г. запущен проект «Философия в больших потоках» для большинства направлений подготовки (9000 чел. получили soft skills по командообразованию и лидерству), для студентов по робототехнике (329 чел.) обучение полностью строилось по стандартам CDIO.

Научная деятельность. В АГУ реализуется более 30 научных направлений, соответствующих СНТР России. Функционируют 6 научных школ, выступающих ядром 50-ти программ подготовки аспирантов: выпущено более 700 аспирантов, из которых защитили диссертации на соискание ученой степени к.н. более 160 чел. (22,8%, что выше среднероссийского). Проекты ученых АГУ неоднократно получали гранты российских научных и зарубежных фондов, программ и организаций. С 2007 по 2015 гг. в АГУ создано более 100 МИПов (совокупный оборот около 230 млн. рублей) на базе Технопарка АГУ. Результат — публикационная активность ППС, студентов и аспирантов (ежегодно около 3000 научных работ, создание РИД, получение российских и зарубежных грантов). АГУ сотрудничает с индустриальными партнерами по реализации исследовательских проектов (заключено более 120 соглашений). Более 10 лет функционирует ЦКП «Перспективные технологии в электронике и робототехнике», создана лаборатория БД и цифровых технологий проектного офиса «Искусственный интеллект». Наиболее значимые результаты достигнуты научными школами по направлениям исследования проблем Каспия: сохранение и восстановление биоресурсов; производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции; экология повышения качества жизни; комплексная безопасность и геополитика.

Международная деятельность. АГУ имеет соглашения с вузами из 29 стран, в том числе о «двойных дипломах» для объединённых магистерских программ, является членом Университета ШОС (с 2009г. по направлению «Информационные технологии»), Ассоциации государственных университетов Прикаспийских стран (55 университетов-участников), Сети университетов Черноморского региона BSUN, партнером Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), Всемирной ассоциации выпускников российских вузов, Международной ассоциации институтов перевода CIUTI, Всемирной инициативы CDIO, Международной организации труда (МОТ) . Этому также способствует кафедра ЮНЕСКО «Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие» (создана в 2004 г.), ориентированная на формирование региональной системы образования и реализации идей и миссии ЮНЕСКО. АГУ был избран Гарвардской школой бизнеса пилотной площадкой для образовательной программы по международной конкурентоспособности и стал ключевым экспертом по региональной кластерной политике. В АГУ реализовано более 10 крупных международных проектов по Программе Темпус-Тасис (5 проектов координатор работ – АГУ). Благодаря этому в образовательный процесс внедрена Европейская система перезачета кредитов (ECTS) для обмена студентами. Каспийская высшая школа перевода АГУ является одной из 3-х российских школ перевода, с которыми сотрудничают европейские партнеры, что позволяет (с 2013 г.) готовить переводчиков (более 120 чел., в том числе 14% — студенты из Италии, Казахстана, Азербайджана). В рамках сотрудничества с ВОИС магистранты КВШП пополняют терминологическую базу WIPO Рearl. Обучение в АГУ проходит по 15 языкам, в том числе 9 восточным. Высокий уровень профессионализма выпускников подтвержден департаментом лингвистического сопровождения МИДа РФ. В 2010 – 2020 гг. АГУ демонстрирует положительную динамику показателей, характеризующих эффективность международной деятельности (табл. 4 приложения к разделу): численность иностранных студентов по состоянию на 01.10.2020 — 1958 чел. из 50 стран мира (17,7 % от общей численности студентов), что в 40 раз больше 2010 г. (50 чел.), 88 программ международной академической мобильности (в 8 раз выше 2010 г.), 29 программ двойных дипломов (рост более чем в 2 раза).

Управление человеческим капиталом. К 2014 году в Университете функционировало 13 диссертационных советов, уровень остепененности — 75% (табл. 5 приложения к разделу), велся активный рекрутинг докторов и кандидатов наук (восточные языки, робототехника), формирование научных школ и перспективных направлений подготовки. Повышение компетентностного уровня персонала, 15% повысили квалификацию в ведущих вузах России и мира: а) взаимодействие с СПбГУ спецкурс «Письмо и мышление» позволило ввести ознакомительный практикум для первокурсников по формированию soft skills (креативность и критичность мышления); б) проекты с Worcester Polytechnic Institute и Финуниверситетом при Правительстве РФ позволили развить hard skills в области инженерных наук и цифровой культуры (повышение квалификации ППС, создание совместных студенческих команд по робототехнике и альтернативной энергетике); в) сотрудничество с MIT (США) и со Сколтехом в рамках CDIO позволило перейти на проектный метод в обучении и исследованиях; г) участие в международных конференциях по инициативе CDIO позволило нарастить компетенции ППС и открыть направление «Роботы и робототехнические системы» по международным стандартам; д) партнерство с Toyota (Япония) позволило отработать управленческие технологии организации учебного и научного процессов (встроенное качество (5S, ТРМ, Канбан), Just In Time).

В 2016 г. введен учебный корпус (более 14 тыс. кв. м.), спроектированный с учетом требований проектного обучения, новаторства и инноваций на основе CDIO и включающий лаборатории робототехники, электроники, дизайна и прототипирования, лабораторию идей. В течение последних 15 лет количество учебных корпусов увеличено с 3 до 12, количество студенческих общежитий – с 3 до 7, модернизирована основная часть аудиторного фонда.

Дополнительное образование. АГУ является лидером по дополнительному образованию (далее – ДПО) в регионе (рис. 1 приложения к разделу). Университет предлагает свыше 500 практикоориентированных программ ДПО, более 300 – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (10-ти кратный рост за 2010-2020 г.). В 2019 году АГУ выиграл грант Минобрнауки России «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» (в 2019 г. по 4 программам обучено 7600 человек из 66 городов РФ, в 2020 г. в рамках 8 программ обучено 3473 чел. из 93 городов и 35 субъектов РФ). В 2019 году в рамках федеральных проектов: а) «Успех каждого ребенка» открыт Центр развития современных компетенций детей «Дом научной коллаборации им. В. К. Тредиаковского» по 4 траекториям: геномная инженерия, биоинформатика, машинное обучение и дизайн (посетили более 500 чел.); б) «Учитель будущего» созданы два центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (обучено 850 чел.).

В 2019 г. открыта Каспийская высшая инженерная школа, которая совместно с профильными классами школ-партнеров формирует инженерные компетенции. Этому способствуют региональные этапы Всемирных инженерных игр на базе АГУ.

В период 2010-2020 гг. АГУ: сформировался как многоцелевой образовательный комплекс с опорой на динамичное обновление ОП с учетом тенденций развития и глобальных трендов, обеспечивая кадрами социально-экономическое развитие Астраханской области; получен значимый научный задел по отдельным направлениям; созданы конкурентоспособные на российском и международном рынках (прежде всего в Прикаспии) образовательные продукты (робототехника, восточные языки, аграрные направления, информационная безопасность), развиты международное сотрудничество для повышения привлекательности российского образования; наращен кадровый потенциал (организация зарубежных стажировок, получение ДПО по российским и зарубежным ОП, корпоративное обучение); обеспечен рост материально-технической базы, соответствующий современным требованиям; заняты сильные позиции ДПО в регионе, базирующиеся на проведении глубокого анализа рынка труда и современных трендов.